Несколько недель назад японские СМИ уже сообщали, что Toyota, крупнейший экспортер страны, не сможет произвести 9,7 миллионов автомобилей, запланированных на текущий финансовый год. После публикации квартального отчета автогиганта стало известно, что план был сокращен до 9,2 млн. автомобилей, и что компания понесла убытки в размере 660 млн. долларов США из-за ухода с российского рынка.
Последняя сумма включает выплаты уволенным работникам, так как до недавнего времени у Toyota Motor был завод по сборке автомобилей в Ленинградской области. После начала спецоперации компания потеряла доступ к необходимым для работы запчастям и материалам, а продажи импортных автомобилей по официальным каналам через дилерскую сеть постепенно сокращались.
Как поясняет Nikkei Asian Review, один из руководителей Toyota заявил на ежеквартальном брифинге, что «худшее уже позади с точки зрения нехватки полупроводниковых деталей, но еще слишком рано говорить о том, что мы полностью преодолели ее». В любом случае, к марту 2023 года, т.е. за предыдущие 12 месяцев, компания не успеет выпустить запланированные 9,7 млн. автомобилей, и у нее останется всего 9,2 млн. машин. В то же время компания предупреждает, что над отраслью нависает риск избыточного предложения полупроводниковых компонентов.
Детали новых планов Toyota по электрификации не были раскрыты на брифинге, но руководство компании подтвердило, что цель наладить ежегодное производство до 3,5 млн электромобилей к 2030 году остается неизменной. На текущий финансовый год компания пересмотрела производство гибридных и электрических автомобилей в сторону понижения на 10% по сравнению с августовским прогнозом до 2,77 млн. единиц. Как известно, Toyota в октябре возобновила поставки своего электрического кроссовера bZ4X, который может попасть под отзыв из-за ненадежного крепления обода колеса к ступице.
Чистая прибыль Toyota за первое полугодие (апрель-сентябрь) составила 7,88 млрд. долларов США, что на 23,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Будучи крупнейшим японским экспортером, Toyota получила выгоду от слабой иены, но динамика обменного курса не полностью компенсировала повышение цен на материалы и комплектующие.
Чистая прибыль Toyota за предыдущий квартал не превысила 3 млрд. долларов США, что значительно ниже прогноза в 4,8 млрд. долларов США. В результате цена акций компании упала на 1,9%. За полный год Toyota ожидает снижения на 17,2% до 16 млрд. долларов США. Годовой прогноз продаж в национальной валюте увеличился с 34,5 триллиона иен до 36 триллионов иен (245 миллиардов долларов США в последнем случае), но это произошло из-за пересмотра целевого обменного курса иены по отношению к США. Обменный курс по-прежнему прогнозируется на уровне 135 иен за доллар, но на самом деле он выше 147 иен за доллар. По данным Toyota, повышение курса доллара на одну иену увеличивает операционную прибыль компании на 306 миллионов долларов США.