Росавиация выдаст сертификат на первый российский тяжелый гражданский беспилотник БАС-200 30 декабря этого года, сообщает газета «Известия» со ссылкой на два источника, знакомых с ситуацией. Но это будет сертификат на ограниченную категорию — вертолет нельзя будет использовать для коммерческой доставки грузов, для чего он и предназначен.
Проблема в том, что завершено менее 10% работ по сертификации вертолета и менее 10 из 200 необходимых летных часов. Суммарный налет всех созданных БАС-200 составляет не более 50 часов.
«Это будет символический документ. На нем нельзя будет осуществлять коммерческую доставку грузов, хотя этот беспилотник изначально создавался именно для этого (эксплуатировать его планирует «Почта России»). По отдельному соглашению с Росавиацией он сможет выполнять только авиаработы», — пояснил источник. К таким авиационным работам относятся аэрофотосъемка, обследование наземных объектов в полете и лесохозяйственные работы.
Проблема с сертификацией заключается в том, что в БАС-200 используется много иностранных деталей (включая двигатель), которые недоступны.

«Ресурс этого двигателя ограничен 100 часами. И чтобы Росавиация засчитал 200 часов налета, нужно налетать в два раза больше. Кроме того, на нем просто боятся летать и сломать еще один, потому что не знают всех его ограничений», — пояснил источник, знакомый с ходом сертификации БАС-200.
Холдинг «Вертолеты России» планирует локализовать БАС-200 в стране к 2021 году, но пока запуск вертолета в производство находится в зачаточном состоянии, по словам источника.
Пока ни одна организация не заинтересована в эксплуатации БАС-200: мало сертифицировать машину — нужно еще и обучить операторов.
«Росавиация и «Вертолёты» должны разработать и утвердить программу обучения, разрешить ряду учреждений проводить обучение, готовить внешних пилотов, о коммерческом использовании беспилотников в России пока рано говорить», — сказал собеседник «Известий».